Советский психолог, Б. М. Теплов, определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или успеха в выполнении той или иной деятельности»

 В настоящее время  существуют две  точки зрения:

«все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Я считаю, что каждый ребенок одаренный, в своей области или виде.

В.В. Щорс называет следующие виды одаренности:

1. Художественная. Такие школьники проявляют себя в области изобразительного искусства, литературы, музыки, актерского мастерства.

2. Творческая. Выражается в нешаблонном мышлении и восприятии мира. Такие школьники предлагают оригинальные идеи при решении проблем, видят новые возможности применения того или иного объекта, ситуации, отличаются высокой чувствительностью к речи.

3. Социальная (лидерская). Умение налаживать контакты и выстраивать крепкие и долгосрочные отношения с другими людьми.

4. Интеллектуальная (академическая). Учащиеся с такими способностями демонстрируют высокие показатели при обучении, умение анализировать и сопоставлять факты.

5. Двигательная (психомоторная). Спортивные способности.

6. Духовная. Альтруизм, высокие моральные качества.

7. Практическая. Ее нередко демонстрируют дети, которые не отличаются академическими способностями, однако хорошо решают повседневные бытовые задачи.

На уроках информатики можно развивать в художественном (например, участие в конкурсах компьютерной графики) творческом (решение изобретательских задач )проектная деятельность),социальная (работа в группах, участие в командных олимпиадах и конкурсах), практическая (быстрый поиск нужной информации, умение ориентироваться в больших объемах информации) и ,конечно, интеллектуальном виде одаренности (олимпиады).

Формы работы
Работа с одаренными детьми разделяется на две формы — урочную и внеурочную. Стоит отметить, что выделение талантливых детей в группы и их отдельное обучение нецелесообразно, поскольку повлечет за собой отделение их от других школьников, конфликты. Важно, чтобы такие дети учились со всеми. Это научит их адаптации в обществе, а применение методик для одаренных детей позволит выявить скрытые таланты и у других учащихся. Всегда следует помнить, что каждый ребенок талантлив, является самостоятельной личностью.

При проведении уроков важно не дать ребенку заскучать. Следует всегда иметь дополнительные задания для таких детей (и для всех, кто справился с основными). Талантливых школьников можно задействовать при проведении самостоятельных, контрольных работ, во время уроков с применением игровых технологий. Продуктивными являются групповые формы работы: мозговой штурм, викторины, дискуссии. Они создают проблемные ситуации, а талантливые ученики любят и не боятся сложных ситуаций, требующих активизации их способностей. К тому же, коллективная работа сплачивает класс.

Однако большая часть работы приходится на внеурочные часы. Это могут быть факультативные занятия, кружки по интересам, творческие мастерские, научно-исследовательская деятельность, участие в спортивных, творческих и научных конкурсах, олимпиадах. Такие школьники ярко показывают себя при организации и проведении концертов, праздников, тематических дней. При этом педагог не должен забывать о других учениках. Помогая развиваться более способным детям, он может задействовать их в обучении их школьных товарищей. Таким образом, талантливый ребенок получит уважение и авторитет в своей группе, сможет развиваться сам и стать образцом для друзей.

Перед собой я ставлю цель  выявление одаренных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Задачи:

  1. Стимулирование творческой деятельности интеллектуально развитых детей;
  2. Разработка гибких индивидуальных заданий для обучения учащихся;
  3. Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального развития одаренных детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности
  4. Обучение на курсах повышения квалификации;

Планируемы результаты:

  • ●Формирование системы работы с одаренными учащимися 
  • ●Повышение мотивации обучающихся к обучению за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик; 
  • ●Подготовка программно-методических комплектов, пособий для работы с одаренными детьми
  • ●Повышение мотивации обучающихся к участию в конкурсах, олимпиадах, проектах

Литература по теме:

  1. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренностьтеория и практика:учебно-методическое пособие
  2. Ковальчук Т.В.. Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними. г. Чехов, 2016
  3. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений ACADEMA, 2000
  4. Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей, Одар. ребенок,2011
  5. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты, Омега-Л, 2008