В своей школе я веду кружок по программированию.Так как основной изучаемый язык в школах России, а так же один из языков, который необходимо знать для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ это - Pascal, то именно с этим языком мы работает на кружке.

Очень часто как учитель я слышу вопрос, почему в школах изучают именно Pascal. Ведь на этом языке работают разве что в среде Delphi, и то это достаточно узкая среда программистов. Дело в том, что уникальность данного языка заключается в том, что он обучает блочному программированию, развивает логическое мышление, а без него программисту никуда :-)

Для тех учащихся, кто отлично освоил язык Pascal, я предлагаю дальше изучать языки С, Java. Языки высокого уровня, похожие по своему синтаксису, строению, а главное широкого применения.Кроме того с приходом ФГОС у 5-ых классов появился факультатив по информатике, где планируется изучение языка Scratch и Kodu.

Для успешного изучения программирования в целом я советую начать как можно раньше. Даже если Вам или Ваше ребенку это не пригодится в жизни, программирование развивает логику, развивает самостоятельность, арит радость открытия,и наконец, дает избавление от игровой зависимости!

5 - 6 класс:

Kodu

Scratch

AppInventor

7-8:

Pascal, Python

8-11:

Java, C/C++, Python

Kodu

Очень интересная и очень простая среда 3d программирования - Kodu. Визуальный конструктор, позволяющий создавать трёхмерные игры без знания языка программирования. Для разработки игр Вам необходимо создавать игровые миры, в которых будут находиться внедрённые Вами персонажи, и взаимодействовать по установленным Вами правилам. Отлично подходит для первоначального изучения программирования, в частности для учеников начальной школы или 5 класса.

Скачать среду можно здесь.

Описание среды и  уроки скачиваем здесь.

Scratch

логотипScratch - это визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов. Название произошло от слова scratching — техники, используемой хип-хоп-диджеями, которые крутят виниловые пластинки взад-вперёд руками для того, чтобы смешивать музыкальные темы. 
Работать можно как онлайн, на официальном сайте Scratch, так и оффлайн (скачать среду).

Основными компонентами Скретч-программы являются объекты-спрайты. Спрайт состоит из графического представления — набора кадров-костюмов и сценария-скрипта. Для редактирования костюмов спрайтов в скретч встроен графический редактор. Действие Скретч-программы происходит на сцене размером 480×360 (условных) пикселей с центром координат в середине сцены.

Для программирования сценариев в скретче используется drag-and-drop-подход: блоки из палитры блоков перетаскиваются в область скриптов.

По функциональному назначению блоки делятся на 8 групп, принадлежность блока к той или иной группе обозначается его цветом.

Группа английское название Цвет Примечание
Движение movement синий управляют движением спрайта
Внешность looks сиреневый управляют внешностью спрайта
Звук sound розовый управляют звуком спрайта
Перо pen зелёный используется для черепашьей графики
Контроль control жёлтый управляющие конструкции, заголовки обработчиков событий
Сенсоры sensing голубой опрос устройств ввода
Операции operators салатовый арифметико-логические операции
Переменные variables оранжевый  
 

AppInventor

Данная среда программирования очень похожа на Scratch. Принцип построения программ тоже блочный. В данной серед существует определенный набор блоков, например, работа с музыкой или с текстом. Но, в отличие, от Scratch, в итоге получаются полноценное приложение для операционной системы Android. Поэтому логично изучать Appinventor после Scratch.

Pascal

Pascal (назван в честь Блеза Паскаля) — это чисто процедурный язык программирования, часто использующийся для обучения структурному программированию.

Кружок по программированию на базе МБОУ СШ №9 с УИОП г.Павлово действует с 2013 года. За это время ребята становились участниками победителями олимпиад по программированию школьного уровня, победителями НПК школьного и районного уровня, а также победителями различных конкурсов.

 

Полезные сайты:

Учебники:

Паскаль для школьников.  Ушаков Д.М., Юркова Т.А.  Эта книга - не учебник, а скорее помощник в освоении языка программирования Паскаль, с которым на уроках информатики знакомятся все школьники. Она состоит из уроков, посвященных практическим вопросам программирования и решения задач. Многочисленные примеры позволяют лучше понять, как разработать алгоритм, написать собственную программу, правильно оформить ее текст. Советы и примечания помогают читателю обратить внимание на важные детали, позволяя избежать подводных камней и более эффективно писать программы. Книга подготовлена преподавателями информатики в школе, имеющими большой опыт многолетней практической работы. Во второе издание добавлено несколько новых глав, посвященных записям, динамическим переменным, стеку, очереди и спискам. Также освещена одна из самых сложных тем в программировании - построение рекурсивных алгоритмов.

Более углубленный уровень - Pascal 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач. Климова Л. Книга содержит структурированное лаконичное описание средств языка и основных приемов работы в среде Borland, сопровождающихся большим количеством примеров. Характерной особенностью книги является четкая систематизация рассматриваемых вопросов, широкое использование средств структурного программирования, в том числе схем алгоритмов, и графического представления взаимосвязи указателей и адресуемых ими значений. Особое внимание уделено использованию динамических переменных и указателей. Например, для динамического формирования больших массивов различных типов с помощью массивов указателей и для формирования массивов указателей на подпрограммы.