В своей школе я веду кружок по программированию.Так как основной изучаемый язык в школах России, а так же один из языков, который необходимо знать для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ это - Pascal, то именно с этим языком мы работает на кружке.
Очень часто как учитель я слышу вопрос, почему в школах изучают именно Pascal. Ведь на этом языке работают разве что в среде Delphi, и то это достаточно узкая среда программистов. Дело в том, что уникальность данного языка заключается в том, что он обучает блочному программированию, развивает логическое мышление, а без него программисту никуда :-)
Для тех учащихся, кто отлично освоил язык Pascal, я предлагаю дальше изучать языки С, Java. Языки высокого уровня, похожие по своему синтаксису, строению, а главное широкого применения.Кроме того с приходом ФГОС у 5-ых классов появился факультатив по информатике, где планируется изучение языка Scratch и Kodu.
Для успешного изучения программирования в целом я советую начать как можно раньше. Даже если Вам или Ваше ребенку это не пригодится в жизни, программирование развивает логику, развивает самостоятельность, арит радость открытия,и наконец, дает избавление от игровой зависимости!
5 - 6 класс:
7-8:
Pascal, Python
8-11:
Java, C/C++, Python
Kodu
Очень интересная и очень простая среда 3d программирования - Kodu. Визуальный конструктор, позволяющий создавать трёхмерные игры без знания языка программирования. Для разработки игр Вам необходимо создавать игровые миры, в которых будут находиться внедрённые Вами персонажи, и взаимодействовать по установленным Вами правилам. Отлично подходит для первоначального изучения программирования, в частности для учеников начальной школы или 5 класса.
Скачать среду можно здесь.
Описание среды и уроки скачиваем здесь.

Основными компонентами Скретч-программы являются объекты-спрайты. Спрайт состоит из графического представления — набора кадров-костюмов и сценария-скрипта. Для редактирования костюмов спрайтов в скретч встроен графический редактор. Действие Скретч-программы происходит на сцене размером 480×360 (условных) пикселей с центром координат в середине сцены.
Для программирования сценариев в скретче используется drag-and-drop-подход: блоки из палитры блоков перетаскиваются в область скриптов.
По функциональному назначению блоки делятся на 8 групп, принадлежность блока к той или иной группе обозначается его цветом.
Группа | английское название | Цвет | Примечание |
---|---|---|---|
Движение | movement | синий | управляют движением спрайта |
Внешность | looks | сиреневый | управляют внешностью спрайта |
Звук | sound | розовый | управляют звуком спрайта |
Перо | pen | зелёный | используется для черепашьей графики |
Контроль | control | жёлтый | управляющие конструкции, заголовки обработчиков событий |
Сенсоры | sensing | голубой | опрос устройств ввода |
Операции | operators | салатовый | арифметико-логические операции |
Переменные | variables | оранжевый |
AppInventor
Данная среда программирования очень похожа на Scratch. Принцип построения программ тоже блочный. В данной серед существует определенный набор блоков, например, работа с музыкой или с текстом. Но, в отличие, от Scratch, в итоге получаются полноценное приложение для операционной системы Android. Поэтому логично изучать Appinventor после Scratch.
Pascal
Pascal (назван в честь Блеза Паскаля) — это чисто процедурный язык программирования, часто использующийся для обучения структурному программированию.
Кружок по программированию на базе МБОУ СШ №9 с УИОП г.Павлово действует с 2013 года. За это время ребята становились участниками победителями олимпиад по программированию школьного уровня, победителями НПК школьного и районного уровня, а также победителями различных конкурсов.
Полезные сайты:
Учебники:
Паскаль для школьников. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Эта книга - не учебник, а скорее помощник в освоении языка программирования Паскаль, с которым на уроках информатики знакомятся все школьники. Она состоит из уроков, посвященных практическим вопросам программирования и решения задач. Многочисленные примеры позволяют лучше понять, как разработать алгоритм, написать собственную программу, правильно оформить ее текст. Советы и примечания помогают читателю обратить внимание на важные детали, позволяя избежать подводных камней и более эффективно писать программы. Книга подготовлена преподавателями информатики в школе, имеющими большой опыт многолетней практической работы. Во второе издание добавлено несколько новых глав, посвященных записям, динамическим переменным, стеку, очереди и спискам. Также освещена одна из самых сложных тем в программировании - построение рекурсивных алгоритмов.
Более углубленный уровень - Pascal 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач. Климова Л. Книга содержит структурированное лаконичное описание средств языка и основных приемов работы в среде Borland, сопровождающихся большим количеством примеров. Характерной особенностью книги является четкая систематизация рассматриваемых вопросов, широкое использование средств структурного программирования, в том числе схем алгоритмов, и графического представления взаимосвязи указателей и адресуемых ими значений. Особое внимание уделено использованию динамических переменных и указателей. Например, для динамического формирования больших массивов различных типов с помощью массивов указателей и для формирования массивов указателей на подпрограммы.